увидишь…не везде услышишь…

Чтобы стратегическая промышленная и торговая политика были эффективны, каждая отрасль российской экономики должна обладать следующими характеристиками:

1. Должна иметься возможность произвести дополнительный доход, достаточный для превышения суммы предоставленных субсидий. Может выражаться в форме прибыли или заработной платы.

2. Отрасль должна быть объектом реальной или потенциальной иностранной конкуренции. Т. е. поддержка отрасли должна привести к сокращению инвестиций и производства иностранными конкурентами.

3. Степень концентрации в национальной отрасли, претендующей на поддержку, должна быть не ниже, чем у ее иностранных конкурентов. Что на практике может потребовать смягчения внутригосударственного антимонопольного законодательства для соответствующих отраслей, став негативной стороной такой политики.

4. Поддержка производителей не должна вести к существенному увеличению цен факторов производства. Т. е. желательно, чтобы рабочие отрасли получали долю доходов в форме участия в прибылях.

5. Политика поддержки эффективна, если национальное производство уже имеет существенное преимущество по издержкам по сравнению с иностранными конкурентами, а также если увеличение масштабов производства ведет к существенной экономии.

6. Поддержка национальных НИОКР наиболее эффективна. Это связано с тем, что риск ее передачи иностранным конкурентам минимален, в лучшем случае возможно привлечение иностранных технологий в национальные фирмы.

7. Продукт, создаваемый при господдержке национальных предприятий, должен не только иметь хорошие конкурентные преимущества, но и находиться на ранней стадии разработки или производства, что создало бы дополнительный барьер для вхождения на рынок иностранных конкурентов.

Всемирная торговая организация начала работать с 1 января 1995 г. В ВТО на сегодняшний день состоят 153 страны, для которых обязательно к выполнению соглашение по тарифам и торговле. Все страны-участницы ВТО используют согласованный механизм решения споров в области взаимной торговли, хотя в отношении стран, не участвующих в ВТО, они могут применять меры, направленные на защиту своих производителей и продавцов, в одностороннем порядке.

Для участников ВТО применение субсидий ограничивается ст. XVI ГАТТ «Субсидии» и ст. VI «Антидемпинговые и компенсационные пошлины», содержание которых конкретизируется соглашением.

Под субсидией понимается финансовое содействие, оказываемое со стороны правительства некоторому предприятию или отрасли, содержащее льготу и дающее конкурентное преимущество этому предприятию или отрасли. Само соглашение не запрещает всякое субсидирование, а ограничивает (и запрещает) использование таких субсидий, которые осуществляют неблагоприятное воздействие на торговлю в целом, предоставляя конкурентное преимущество стране экспортеру или производителю. В случае их выявления к странам могут быть применены штрафные санкции компенсационного характера. При этом предусматривается разделение субсидий на три категории:

– «красные» — запрещенные субсидии, предоставление которых увязано с экспортом продукции, либо использованием отечественных товаров взамен импортных (экспортные и импортные замещающие субсидии). Применительно этих субсидий имеется ускоренная и упрощенная процедура наложения компенсационных мер;

– «жёлтые» субсидии, предоставляющие основание для разбирательства. При констатировании факта нанесения ущерба подобной субсидией или угрозы ущерба для торговли субсидирующая сторона должна немедленно отозвать субсидию или компенсировать другим странам ущерб;

– «зелёные» субсидии, не дающие повода для санкций, т. е. разрешенные субсидии. В это число входят финансирование нацчно-исследовательских разработок, регионального развития, усовершенствование предприятий путём адаптации к требованиям защиты окружающей среды.

Примером техноемкой отрасли с высоким уровнем монополизации является авиационная промышленность. Развитие этой отрасли считается важным, так как оно не только обеспечивает непосредственный экономический эффект от реализации продукции, но и способствует общему повышению технологического уровня экономики (являясь положительной экстерналией).

После создания ВТО в ней неоднократно рассматривались споры о субсидировании олигополистических отраслей и, в частности, авиационной промышленности. В качестве примеров можно рассмотреть следующие жалобы:

– Канады на субсидирование экспорта авиатехники Бразилией, в результате в мае 2000 г. Канаде разрешили в качестве ответных мер отозвать ранее предусмотренные уступки в отношении Бразилии на общую сумму 350 млн канадских долларов;

– спор между американскими и европейскими авиапроизводителями по поводу субсидирования консорциума Airbus (Великобритания, Германия, Испания, Франция) и компании Boeing (США), но за недоказанностью зависимости снижения цен на самолеты именно вследствие субсидирования в исках было отказано.

В таких условиях остается нерешенным вопрос стратегического поведения российского авиастроительного комплекса при вступлении в ВТО, так как российская программа развития самолетостроения основана на государственной поддержке и, согласно проекту федеральной целевой программы в период 2011-2020 гг., предполагается выделить свыше 100 млрд р. бюджетных средств для поддержки проектов ОАО «Корпорация “Иркут”» (входит в ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация»).

Кроме того, наличие элементов международной кооперации в авиастроении усложняет картину конкурентной борьбы за место на мировом рынке, которая выходит за рамки чистой модели Курно (с ее предпосылкой о независимости конкурирующих фирм).

Рассмотренную ситуацию можно транспонировать и на другие наукоемкие отрасли отечественной экономики, которые должны были бы стать основой промышленной модернизации, для проведения которой необходимы значительный уровень концентрации капитала, льготные условия финансирования и благоприятный инвестиционный климат. Обязательными условиями являются ослабление национальной валюты и поддержание среднего, стабильного, но прогнозируемого темпа инфляции, что способствовало бы притоку иностранного капитала и активизировало процессы инвестирования в производство.

Специально для  НВ

Комментариев пока нет!

Вы должны войти на сайт для добавления комментариев.